BAGEERA (bagee) wrote,
BAGEERA
bagee

Спаситель? Жертва? Палач?

У каждого из нас случается так, что в забегах на длинные жизненные дистанции, среди круговорота потребления и купи-продай наступает такой день, когда что-то принудительно останавливает, выдёргивает из привычной суеты и заставляет оглядеться вокруг. Задать себе несколько вопросов, наподобие: кто я, зачем живу, чем дорожу, что имею, что несу людям, какая польза от меня, счастлив ли я… Наверняка тому предшествует ощущение внутреннего дисбаланса, тревоги или пустоты, с каждым днём всё сильнее гнетущей. И чтобы не думать об этом нарастающем сигналящем чувстве, ты начинаешь бежать ещё быстрее, не к тому, не туда, а то и вовсе скатываешься в пагубные привычки, подрываешь здоровье. Градус крепчает, а на душе всё поганее. Алкоголь, никотин, случайные связи, побег от самого себя даёт лишь кратковременное облегчение. А в итоге остаёшься наедине с собой, со своим внутренним миром и ощущением, что ты как белка в колесе так и эдак. Но ты не счастлив. Всё хорошо, но что-то не так. Многих пугает знакомство с самим собой. Кто-то вообще даже не догадывается, что с собой можно познакомиться, покопаться и поискать в себе причину неудач или моральных падений. Те, кто боится задавать себе вопросы, начинает бесцельно растрачивать свою жизнь: скупка барахла, окружение себя вещами (дабы в имении их показать свою значимость), навязывание своих добрых дел другому и обида на того другого за неприятие добра. И год за годом совершаются одни и те же ошибки, раз за разом ничего не меняется. И первый шаг – отметить про себя, что всё повторяется заново. И это поведение уже давало сбои, а значит сбой произойдёт снова. Что не так? Ведь я же такой хороший, столько добра делаю, помогаю и помогать желаю людям. И циклично что-то не так. Человек оказывается в треугольнике. Треугольник Карпмана, когда тому, кто в этом треугольнике, необходимо ощущать себя одним из трёх углов: спаситель, жертва, палач. ТО есть, если ты такой хороший – ты спаситель. Но твоя помощь другими не принимается, ты обижен – ты жертва. Для тех, кому ты навязываешь своё добро, ты палач. И роль меняется в зависимости от угла обзора. Самооправданием для самого себя мы примеряем себе роль спасителя, но не признаёмся, что это нужно только нам. Спасаем другого, спасая самих себя: от одиночества, от чувства вины за прошлые поступки, от боязни не понравиться… А в знак подтверждения мы ожидаем (а порой требуем) признания, признательности, благодарности, теплоты, доверия, убеждённости во взаимопомощи… Чувство что «что-то не так», мною описанное в самом начале этой статьи, как раз и сигнализирует о том, что идущая от тебя доброта изначально была корыстна. В этом никто даже сам себе не признается, это всё в подсознании, ибо мы ожидали результата – отношения, дружба, чувство собственной нужности, чувство удовлетворения (от того, что ты помог кому-то и ему хорошо). Но со временем нет ощущения радости, спокойствия и гармонии от содеянного. Потому что ты сам не желал быть милосердным и понимающим для кого-то. Ты желал собственной внутренней уверенности, что ты смог, не бросил, помог, поддержал и именно ты настоящий добрый человек. И тебя распирает от собственной значимости в собственных глазах. Пересмотрите свою жизнь, окунитесь в воспоминания и прошлые отношения с людьми. Не гложет ли вас чувство вины от того, что вы когда-то что-то не сделали, не смогли, ушли, сломались? Если да и если к настоящему моменту вас распирает от маниакального чувства помогать людям, то это и есть та необходимость компенсировать некий комплекс вины.

Замечу, что вышеназванными синдромами пустоты не страдают искренние и бескорыстные люди. Именно они не ждут ничего взамен от своей помощи. И именно они, как правило, не вмешиваются, не навязывают свою добродетель, а сохраняют трезвость ума, безэмоциональную холодность. Они не бросаются утешать, они не добивают если и без того плохо, они не осуждают. Они нейтральны.

В случае тянущегося комплекса – движущие силы добродетели корыстны, а значит на выходе имеем результат внутренней дисгармонии. Тебя не понимают, почему ты так носишься и нянчишься. Ты не понимаешь, почему не наступает внутренняя гармония, а потому начинаешь носиться всё сильнее и всё больше. При этом затрачиваются колоссальные силы как физические, так и моральные. Но ты опустошен. И ты ищешь источник для сил. Сначала это люди, а они всё больше опустошают. Голова раскалывается от мыслей. Чтобы расслабиться – ищешь утешение в спиртном, психологическую поддержку и ощущение не-одиночества в сигарете, заряд бодрости в кофеине и энергетиках… И всё бежишь, бежишь, бежишь… А остаться наедине с самим собой боишься. И в особых крайних случаях тебя останавливает твой же организм. Он как часть единого целого ТЕБЯ сигнализирует ТЕБЕ: «Стоп! Хватит!» Как правило, человек заболевает. От суеты, опустошенности, вредных привычек, нервов защитные функции организма слабеют ежедневно, страдает иммунная и эндокринная системы, наблюдаются перепады настроения, а от запущенного невроза и проблемы на физическом уровне: обострение хронических болезней или получение новых. Первое время, вероятнее всего по привычке, как в конвульсиях, ты пытаешься так же в суете прошедших дней работать, звонить, навязываться, быть палачом, жертвой, спасителем…  И только отбросив всю суету, отдышавшись от длительного изнуряющего бега, начинаешь задавать себе те вопросы, от которых бежал. Это означает маленький шаг, но шаг вперёд. И за небольшие шаги мы платим большую цену, зато сильнее ценим то, что нам дорого досталось.

Tags: Жизненная философия, Личное, Мысли, Психология, Случаи из жизни
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments