BAGEERA (bagee) wrote,
BAGEERA
bagee

О воспитании детей – разговоры и молчание

Ребенку важно не только слушать, но и молчать с ним. Так он обдумывает услышанное; через себя пропускает, прислушивается к своим собственным ощущениям. Детям не надо много говорить, пичкать и утрамбовывать их словами - наступит словестное пресыщение, а вы будете восприниматься как фоновый шум. Дети - не пассивный объект восприятия слов. Умейте дать ребёнку время подумать.
К подростку в его возрасте обращаются ещё как к ребёнку. Но он уже и способен, и должен делать самостоятельные шаги и собственный выбор. Внутренний мир подростка дозрел и требует, чтобы в нём признавали личность, индивидуальность, независимость и относились к нему с должным уважением. Отсюда прёт и так называемый «подростковый максимализм». Теперь и обиды глубоко западают в душу, тогда как детские обиды могли забываться быстрее. Теперь подросток и духовно растёт. А во многих конфликтах часто виноваты и сами родители. Почему ко взрослому человеку мы, взрослые, обращаемся с уважением, обдумываем обращение, чтобы не обидеть? А разве с подростком не так нужно?
Часто бывает так, что подросток реагирует с ответом не сразу, а сначала уходит в себя, замолкает, обдумывает. Это значит, что в нём происходит анализ, осмысление, взвешивание мотивов, слов, а то и борьба. Только после осмысления возможна здоровая реакция и принятие решения. Давить, требовать, прессинговать подростка (а помним, что он когда-то был ребёнком) нельзя. Иначе взыграет защитная реакция: гнев, бунт, ругань, слёзы, молчание, недоверие. Всё это - степени самозащиты, кто к чему привык, у кого как развилась нервная система. И от вторжения подросток защищается инстинктивно теми средствами, какими владеет. Бессознательно. Ускорять процесс борьбы внутренних мотивов нельзя - именно в этот момент закладывается в ребёнке отношение к себе, к окружающим, к родителям (в виде модели поведения, что может потянуться и во взрослую жизнь).
Крик на заведомо более слабого подростка, рукоприкладство, одёргивание - это проявление власти, агрессии против личности, морального насилия над пока беззащитной личностью. А заодно и вредное средство, травмирующее психику. Привычка к крику или тумакам сильна и опасна. Потому как орущий не знает и не владеет иными способами решения проблемы. Орущий своим криком даёт себе разрядку, получает видимое (а порой и реальное облегчение), создаёт видимость воздействия, а на самом деле - прикрывает своё бессилие, нежелание и неумение исправить свою слабую сторону характера. А главное - ребёнку и подростку такая манера поведения не объясняет главного - в чём он, ребёнок, виноват перед родителем. По силе эмоций, тревожности, яркости впечатлений, переживаний и разочарований жизнь ребенка богаче жизни взрослого. От себя бы сказала, что ребёнок или подросток ещё не успел зачерстветь и обзавестись панцирем. Разумеется, многих ситуации потрепают, даже слабые научатся огрызаться, зачерствеют... Родителю важно не забывать, что детей не только они воспитывают, но ещё и дети воспитывают сами себя. И «воспитательный процесс» не завершается на выплеске - поорал, отколотил - что у подростка на уме одному Богу известно, а самобичевание поверх уже нанесённых травм не лучший способ самовоспитания. И главное - если требуете уважения к себе, то и сами уважайте своих детей. Родительская любовь очень эгоистична, а невидимые травмы в душе остаются невысказанными порой всю жизнь. Будьте честны сами с собой, со своими детьми, не раздувайтесь перед ними, потому как дети способны не только молчать и слушать, но ещё и чувствовать вас гораздо сильнее, чем вы думаете.
Tags: Жизненная философия, Личное, Мысли, Психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments