BAGEERA (bagee) wrote,
BAGEERA
bagee

О творчестве и мотивации

Совсем недавно наткнулась на одну классную фразу из биографических историй Гоголя, когда он поддерживал молодых или начинающих писателей во времена творческих застоев. Он, Гоголь, тогда уже будучи известным писателем, поддерживал их так: «Вот вы говорите, великие, великие, а вам, дескать, нынче, не пишется. Ну так сядь, возьми лист бумаги, очини перо и начни словами: "Что-то мне сегодня не пишется..."»
Вот и я взялась не за перо, а за старенький ноутбук, чтобы сгенерировать в него то, что ранее весь год «стерпела» бумага. А именно - лежали у меня три тетради, исписанные за год (в четвертую нынче пока пишу). Друзья и знакомые спрашивают, мол, а что именно у тебя в тех тетрадях? Да всё на свете - мысли, страхи, впечатления от прочитанной книги, понравившаяся цитата, комментарий на впечатления от разговора, да и элементарно - словно бумаге выговориться по типу «а что-то мне сегодня не пишется...». А как станешь читать, так и на две страницы ну никак не пишется. Конкретизирую примером. Выписала как-то совет начинающим «рисовальщикам», чтобы не выбрасывали свои рисунки и через время могли сравнить собственный рост. Сейчас же, перечитываю какие-то записи - тут и выбор техники рисования, тут и постановка целей, тут и поиск вдохновения, тут и полный творческий застой, и поиск себя в желании новизны, тут и подсчёт угроханных денег... Чего тут только нет! А вместе с тем, рисую уже второй год (отсчёт пошёл ещё в ноябре), рождаются новые цели, ставятся, достигаются. Казалось бы, ну и молодец, зачем посвящать этому целую статью? А вот зачем. Я всегда была наблюдательна, но наблюдать за собой - еще более увлекательное занятие. В подобном «диалоге с бумагой» (не туалетной) можно отметить наиболее тобою употребимый словарный запас, если нужно - датами проследить определённый период между словом (мысль) и делом (реализация, действие, событие). Видны и «косяки», из года в год тянущиеся. Это даёт возможность задуматься - то ли черта характера такова уж, что «косячишь» снова и снова, то ли это слабая сторона твоя, исправлению которой можно, нужно и дОлжно уделить больше времени.
В настоящем мною с помощью творчества достигнуто главное - умение наслаждаться процессом. Не только ждать конечный результат, например, законченная работа, яркий рисунок или умение рисовать красный помидор на жёлтом фоне. Результат - это наше будущее. Процесс - это наше настоящее. Наслаждаясь процессом, мы живём в настоящем, наслаждаемся настоящим, не торопим время (ах, скорей бы) и тем самым не совершаем «преступление против времени». О себе могу сказать, что научилась с помощью творчества наслаждаться текущим процессом, а это уже потянулось и в другие сферы - работа, встреча со знакомыми или даже необходимость делать что-то не очень приятное. В умении принять всё как данность и попытаться наслаждаться процессом даже в неприятном действии кроется громадная работа по преодолению себя и своего взгляда в мир. Например, предстоит неизбежная встреча или визит к шумным родственникам. Да, неизбежная порой неприятность. Но если заведомо идти с кислой миной и сидеть как на поминках - самому тебе станет от этого визита ещё гаже. А если отнестись к этому визиту как к чему-то неминуемому, но с иным настроем - например, не поехать на автобусе, а пройтись пешком и подышать свежим воздухом и порадоваться, что когда бы ещё мог пройтись, посмотреть что творится в природе, на улицах, какие дома и рекламные щиты появились. Хотя бы. Для начала. А после прийти к родне шумной и нахрапом их же шумных и взять: «Представляете, я вот пешком, там то новое, там это. И когда бы мне ещё выпало, если б не...» Мелочь, согласитесь, но совершенно меняет и ваш настрой, и всю ситуацию. И нежелаемое всегда мы склонные преувеличивать, мол, я тут из последних сил ради них, а они... А эти «они» вас о столь огромных жертвах просят? Или, может, ради вас самих бОльшим жертвуют, а вы попросту разучились видеть это или вовсе никогда не умели?
Второй пример для закрепления теории радости от процесса и жизни в настоящем. Есть один мною невольно наблюдаемый объект. Вот он всегда чего-то ждёт. Не ради чего-то конкретного, не свершения надежд, целей своих, а просто так. Пришёл понедельник - товарищ этот уже ждёт пятницу. Только вышел из отпуска - уже ждёт Новый год или выходной какой. Просто так. Только ради того, чтобы чего-то ждать. Причём это ожидаемо-желаемое если наступает, то принимается со вздохом на несколько секунд, а потом ставится новая дата, чтобы её ждать. И именно поняв то, что человек почти и не живёт в настоящем, не замечает этого своего настоящего - я стала задумываться, а не поступаю ли я подобным образом? Признаюсь, бывали периоды, как я их зову «пустопорожние». Когда не замечаешь своего сегодня, а ставишь цель, направленную на результат. И бьёшься, бьёшься, торопишься, успеть, успеть... Цель достигнута, или наоборот - не получается ожидаемый промежуточный результат, второй, третий. А до итогового результата и вовсе далеко. Сядешь, подумаешь тогда, надо ли оно такое «счастье»? Плюнешь, займешься чем-то, что называется «душа лежит», получаешь удовольствие от этого, стараешься, увлекаешься, а результат - тобою принимается в любом случае, отрицательный или положительный. Вернее, даже не так. Если брать творчество, то мерилом здесь выступает завершённая работа. Нравится она тебе как автору или не нравится. Но в любом случае работа - итог, результат, факт. И она, работа итоговая, не может быть положительной или отрицательной. Она есть. Как данность. А отрицательным может быть сугубо твоё личное мнение - насколько работа твоя соответствует ожиданию. И как раз самый «смак» для меня заключается в том, чтобы быть готовой выложиться максимально в процессе, с полной отдачей, с полным вовлечением, а потом увидеть итог. И после уже оценить приближенность к оригиналу. Как например, на один рисунок затрачено 6 часов и он классный. А на другой уже затрачено 1 час и он не такой классный, как предыдущий, потому что... А дальше наступает тот самый момент истины - остановиться в «вылизывании» до идеала или же немного отдохнуть и продолжить. Как правило, я отступаюсь по внутреннему ощущению «надоело», ставлю дату и подписываю, чем выполнено и в какой технике. Затем обязательно фотографирую и убираю в стопку ко всем остальным работам. Пересматриваю же крайне редко, хоть фотографии, хоть итоговые оригиналы. Иногда, в редкие периоды моральной и творческой усталости могу пересмотреть рисунки, а заодно порыться и найти альбомы или бумагу. Очень помогает сделать то, до чего раньше не доходили руки. Например, сшить блокнот, порезать крупный формат на более мелкие или даже просто перебрать имеющиеся карандаши - одни подальше, другие поближе.
Часто спрашивают, что меня вдохновляет, что мотивирует? Иногда просмотр чужих «молескинов», то бишь блокнотов с работами - будь то форумчане, по урокам рисующие, будь то известные зарубежные художники (да, они тоже люди и у них тоже есть блокноты с набросками далеко не шедевральными). Вдохновляет и особенно мотивирует не опускать руки биографии художников, их кропотливый труд по сбору материалов, эскизов, зарисовок. Когда художник годами выполняет наброски однотипных фигур, когда десятилетиями вынашивает идею создания одного грандиозного полотна или серии полотен. А мотивирует - тут и внутренний порыв, и банальщина. А банальщина в том, что меня очень здорово мотивирует то, пардон, до-хе-ра купленное количество карандашей, что взять и остановиться сейчас попросту не имею права даже перед собственной совестью. Кто-то увидит «вещизм» или синдром Плюшкина в тогдашней моей тяге покупать тоннами карандаши и разную бумагу, а я же никаких синдромов не вижу - за деньги мы покупаем себе удовольствия, да и с лёгкостью раздариваю рисунки, невзирая на потраченные деньги, силы и время. И когда многие знакомые заикаются о том, что мне уже пора этим деньги зарабатывать, я как пирог оседаю в духовке, когда дверцу открыли не вовремя. Нельзя во всём видеть и преследовать одни только меркантильные цели. Творчество начинается там, где кончается здравый смысл. И только самоотверженная готовность вкалывать даст тебе необходимый навык, опыт, практику. А там, глядишь, и финансы. У мозга и рук есть отличная особенность - их всегда можно таскать с собой. Да, к слову, очень здорово осадить подобных умников, кто предлагает тебе деньги своими рисунками зарабатывать. Достаточно им предложить купить за 100 рублей любой рисунок из пачки. А ведь это цена двух банок пива или двух чашек кофе... По себе знаю, что если тебе нужна работа или ты желаешь сделать заказ - ты готов заплатить за труд. И раз уж мною упоминалась тема раздаривания рисунков - да, многое подарено. Хотя бы и похвальбы ради, хотя бы даже и тщеславия ради. А кто запретит? У меня уже стен не хватает и рамок (даже самодельных), да и по мере собственного роста многие ранние работы замозолили глаза, надоели, не радуют или стыдят явными ошибками. От хлама полезно избавляться, и в этом моё жизненное кредо, будь то одежда, книжные полки, ненужные бумаги, черновые наброски или запылившиеся картины. Вовсе не надо перетаскивать хлам с одного места на другое, достаточно разрешить себе от него избавиться. Так иногда и поступаю со старыми своими рисунками в том числе - летят в мусорку. Беспощадно.
Теперь о целях. Я никогда не мечтала стать художником. Но хотелось научиться рисовать. И эту некую глобальную цель легко разбить на подцели, например, научиться рисовать в конкретной технике, хоть пастелью. В настоящее время взялась за акварель и акварельные карандаши, помнится, писала уже о них пост. И пока что соглашусь, что не вижу смысла выполнять двойную работу - сначала карандашами рисовать, потом размывать. Возможно, просто техника не моя или же не распробовала, как в случае с масляной пастелью и экстрамягкими карандашами. В достижении той или иной цели, большой или маленькой важно умение и желание преодолевать препятствия. Главное препятствие - это ты сам, твоя лень, твоя готовность работать, твой страх перед действием. Пару раз слышала: «Вот, видишь, ты не побоялась, перед новым делом, новой целью». Но уважаемые, при нынешней доступности информации в интернете просто грешно не интересоваться ничем! Не надо в художки записываться, не надо себя уставшим после работы вытаскивать и заставлять тащиться из-под палки выполнять рисунок в какой-то непонятной или, может, неприемлемой для тебя технике. Подобное годится тем, кто не способен сам себя мотивировать. Самое ценное это информация, многие ею с удовольствием делятся. Скольким блоггерам я мысленно осталась благодарна во время своих поисков за то, что не поленились описать, расписать, сравнить, продемонстрировать. Самое ценное разжевано, осталось проглотить. И это тоже рождает цели, отлично мотивирует, учит самоорганизованности, учит доводить начатое до конца, подытоживать, наблюдать. Стараюсь и в своих постах тоже расписывать максимально понятно. Вероятно, вместе с подобными творческими целями меняется в мелочах и характер человека. Естественно, что творческая реализация найдёт отражение во всех сферах - будь то работа, будь то обустройство дома, будь то подготовка или упаковка подарка, будь то украшение праздничного пирога даже! Дети верят в сказки. А взрослые дети сами себе делают эту сказку. Верьте в сказку, делайте её сами, творите с удовольствием и чаще улыбайтесь!
Tags: Личное, Мысли, Случаи из жизни, Творчество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments